Что такое доступная среда

 

Программа «Доступная среда для инвалидов» и для чего она предназначена. Что дает проект для маломобильных граждан. Программа «Доступная среда для инвалидов» и для чего она предназначена. Что дает проект для маломобильных граждан.

Особенности организации повсеместного доступа для инвалидов

Пространство без барьеров направлено на то, чтобы человек с ограниченными возможностями не чувствовал себя неполноценным, ущемленным в правах и получении различных услуг. Создание доступной среды для инвалидов подразумевает дооборудование уже существующих объектов и проектирование новых с учетом потребностей МГН.

Мероприятия по организации доступной среды в школах

Для создания удобного доступа и комфортного обучения в школах и других образовательных учреждениях для детей с ограничениями физических возможностей предусматривают ряд мероприятий.

Что должна включать доступная среда в школе: оборудование  для инвалидов, безопасный безбарьерный путь к школе, адаптированные для детей с нарушениями слуха и зрения информационные сигналы.

Все помещения в здании школы должны быть приспособлены для ребят с нарушениями: санузлы, классные кабинеты, лестницы, холлы, коридоры, спортивные залы, столовые, раздевалки, библиотеки. Для этого  используются разнообразные приспособления и современные технические устройства:

  • пандусы;
  • подъемники – вертикальные, наклонные, лестничные;
  • рампы и аппарели (складные или откидные для экономии пространства);
  • тактильная плитка;
  • картинки по программе “Доступная среда” для инвалидов (тактильные пиктограммы, на которых рельефно обозначены особенно значимые объекты инфраструктуры: лифт, туалет, гардероб, эскалатор, вход / выход из помещения и другие; как правило, представляют собой черные рисунки и символы на ярко-желтом фоне);
  • специальные поручни;
  • системы вызова для инвалидов (кнопки);
  • звуковые и световые маячки;
  • тактильные табло, пиктограммы;
  • индукционные системы для школьников с нарушениями слуха.

В каждом учреждении должен быть разработан план или дорожная карта по доступной среде для инвалидов в сфере образования. В этом документе прописывается поэтапное осуществление реорганизации объекта, направленное на создание комфортных условий для обучения детей с особыми потребностями. Утверждается план директором школы, за выполнение каждого этапа назначается ответственное лицо из сотрудников учреждения.

Оснащение объектов транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов

Транспорт – важнейшая составляющая жизнедеятельности граждан, благодаря которой осуществляется связь между местом проживания и остальными объектами социальной инфраструктуры города. Для полноценного внедрения МГН в общество любые транспортные средства (ТС) должны стать безбарьерными и приспособленными к обслуживанию этой группы населения.

Чтобы проконтролировать проводимые в этом плане мероприятия и сроки их выполнения, Законом предусмотрено, что у каждой негосударственной организации должна быть карта доступности объектов РФ по программе “Доступная среда” для инвалидов. В этот документ включают все планируемые этапы по реорганизации ТС для доступа инвалидов. Из оснащения и оборудования, объекты транспортной и социальной инфраструктур должны дополняться следующими элементами:

  • звуковые сигналы у светофоров;
  • указатели в местах, где идет строительство;
  • пандусы и поручни у лестниц;
  • пологие спуски у тротуаров;
  • знаки для инвалидов по программе “Доступная среда”;
  • (тактильные знаки доступности для разных категорий инвалидов: по слуху, по зрению, для колясочников, и всех групп вместе; размещаются при входе в здания или помещения, приспособленные для людей с ограниченными возможностями; а также пиктограммы в сочетании с системой Брайля для ориентирования МГН: ограничение ширины проходов, лестница, пути эвакуации, неровная дорога, выступы и так далее);
  • рампы, аппарели, подъемные устройства в автобусах;
  • специальные места в транспорте для колясочников с креплениями;
  • обустройство адаптированной тротуарно-тропиночной сети без барьеров;
  • выделение парковочных мест для инвалидов на стоянках.

Работники на объектах транспорта, обслуживающий персонал в различных общественных организациях должны иметь памятки по оказанию помощи инвалидам и следовать им.

Ключевые моменты при организации доступной среды

Кнопка вызова – это одно из важнейших устройств, предназначенных для того, чтобы инвалид мог беспрепятственно посетить любое общественное заведение – театр, кинотеатр, библиотеку, музей, вокзал, аэропорт, больницу или образовательное учреждение, – вызвав для этого кого-либо из персонала.

Кнопка устанавливается снаружи здания, на высоте 85–100 см от пола таким образом, чтобы инвалид-колясочник мог свободно до нее добраться. Рядом с кнопкой размещают стандартную наклейку «Инвалид». Устройство вызова снабжают камерой, картинка с которой выводится на табло охранного поста

Конкретные мероприятия и советы по организации безбарьерного пространства для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, органов слуха и зрения описывают методические рекомендации по доступной среде для инвалидов, разработанные Министерством здравоохранения и социального развития РФ в 2012 году. В случаях нарушения требований либо уклонения от обеспечения доступной среды инвалидам юридические и физические лица подлежат административной ответственности. Штраф должностных лиц составит 2-3 тысячи рублей, юрлиц – 20-30 тысяч рублей.

Продумывая организацию доступной среды на объекте, важно не просто ограничиться установкой перил и пандусов для колясочников, но и учесть требования других групп инвалидов. В частности, доступная среда для инвалидов по зрению подразумевает оборудование зданий специальными информационными элементами, понятными для слепых граждан.

Для обозначения входов и выходов из зданий согласно ГОСТу на полу обустраивают тактильные плиты (или специальные ковры) с особым рифлением, проемы оснащают звуковым маячком, дверные ручки должны обеспечивать легкое открывание дверей, ступени – быть закрытыми, а поручни – беспрерывными и максимально удобными для обхвата кистью.

В обязательном порядке план обустройства объекта оборудованием для комфортного передвижения инвалидов, другими словами, паспорт по программе “Доступной среды” для инвалидов должен быть в наличии на объектах:

  • медицинские учреждения;
  • магазины с индивидуальным обслуживанием клиентов;
  • сервисы по оказанию услуг инвалидам.

Данный документ выступает своеобразным гарантом того, что владелец обязуется оснастить объект оборудованием для доступа инвалидов. Выдается паспорт только после того, как объект пройдет проверку специализированными государственными органами.

Если заведение предоставляет услуги инвалидам, но паспорт доступности у него отсутствует, на владельца будет наложен штраф

Фото 1

Срок продления госпрограммы «Доступная среда»

Несмотря на то, что государственная программа для инвалидов “Доступная среда” не планируется как бессрочная и имеет запланированные сроки выполнения всех мероприятий, Президентом России было принято решение продлить ее действие сначала до 2020 года, а в феврале 2019 года – до 2025 года. Вместе с тем рекомендовано интенсифицировать выполнение намеченных этапов.

Об эффективности реализации «Доступной среды» позволяют судить определенные изначально показатели (или индикаторы). Например, доля доступных для инвалидов объектов, доля инвалидов, положительно оценивающих происходящие изменения, доля детей с инвалидностью, получающих качественное образование, и так далее

Сравнивая реальные проценты по данным показателям с запланированными, можно судить об уровне выполненности тех или иных задач.

Правила, обеспечивающие доступность жилья для инвалидов

Согласно федеральному закону, подписан приказ, в котором предписывается выполнение мер, обеспечивающих доступность придомового пространства для всех инвалидов. Предусматривается возможность переоборудования всех помещений (как личного, так и общего пользования) в многоквартирных постройках. Эти нормы включают в том числе и следующие требования:

Лифт для инвалидов-колясочников
  • Поверхность ступеней на территории всего дома, где прописан инвалид, должны выполняться с шероховатым покрытием.
  • На навесе крыльца должно находиться ограждение, спасающее от дождя или снега. Кроме того, на нём необходимо наличие стоков. На крыльце должно также присутствовать электроосвещение.
  • Кроме ступеней, у подъездов домов должны сооружаться боковые пандусы. Дополняется крыльцо непрерывными ограждениями с двух сторон. Нижнюю, а также верхнюю ступеньку необходимо выделять фактурой или же цветом.
  • Входная дверь в подъезд должна иметь табличку с указанием номера дома и квартир. Рядом должна находиться другая табличка, включающая ту же информацию, однако она должна быть оформлена шрифтом Брайля.

Если перед подъездом имеется одиночная ступенька, то в смету необходимо включить её замену пандусом, а в случае двух и более лесенок сооружение такого бокового приспособления. Во дворах должны стоять тактильные дорожные указатели. Перед подъездом делают место для разворота кресел-колясок.

В постановлении также имеются требования к жилым помещениям, где проживают граждане с ограниченными возможностями. В их перечень входят:

  • жилая комната;
  • санузел совмещённый;
  • коридор (не меньше четырёх квадратных метров).

Дверные проёмы должны иметь съёмные пандусы. Отдельно оговариваются размеры всех дверей, санузла и площадки в подъезде. Для любого переоборудования необходим официальный документ – паспорт.

Читайте также: Паспорт доступности для инвалидов

Существуют также некоторые требования по проектированию зданий для реабилитации, воспитания и образования детей-инвалидов. Главными принципами являются:

  • создание небольших по объёму классов или групп для появления возможности уделить больше внимания каждому ребёнку;
  • подготовка учебных мест с учётом характера недостатков детей;
  • применение новых методов и технических средств для обучения;
  • включение в здание медицинского оборудования для реабилитации.

Классы для школьников оборудуются специальными одноместными столами.

Кроме того, в кабинетах предусмотрена и игровая зона, где проводят паузы во время занятий и между уроками. Спальни в домах для детей-инвалидов проектируются отдельно для девочек и мальчиков. В таких заведениях имеются раздевалки, санузлы, комнаты для стирки и индивидуальных занятий, кладовки.

Территория школьных учреждений и ДОУ должна располагаться на озеленённых участках (возможно, в пригородной зоне). Расстояние от промышленных предприятий, оживлённых дорог и железнодорожных путей не должно быть менее 3000 метров. Вечером данные участки должны хорошо освещаться. На территории заведения устанавливается стоянка, как минимум для шести автомобилей. Все участки имеют ограждения в высоту до двух метров, около которых высажены кустарники.


На территории школ и детских садов размещаются различные площадки: игровые, бассейн, для физкультурных, реабилитационных и гимнастических занятий и многое другое

Этапы программы

Фото 3

Так как мероприятия реализуются уже довольно длительное время, то некоторые этапы считаются выполненными, другие либо действуют сейчас, либо ждут своей очереди.

В настоящее время программа включает пять этапов:

  1. 2011-1012 годы. В этот период создавалась нормативно-правовая база, которая ныне предоставляет возможности для:
    • реализации мероприятий;
    • инвестирования средств в конкретные объекты.
  2. 2013-2015 годы. Создание материальной базы за счет федеральных средств. А именно:
    • строительство, реконструкция центров реабилитации;
    • их оснащение необходимыми техническими средствами;
    • приобретение специального оборудования для учреждений:
      • здравоохранения;
      • образования.
  3. 2016-2018 годы. Реализация основных задач программы. Контроль за внедрением заявленных целей и приоритетов. Корректировка взаимодействия:
    • федеральных и региональных ведомств;
    • организаций — исполнителей и органов власти. В 2019 г. включено дополнительно направление – создание реабилитационной инфраструктуры. В 2019 г. в Свердловской области, Пермском крае действуют пилотные проекты, позволяющие формировать реабилитационные системы.
  4. 2019-2020 годы:
    • Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
    • Подведение итогов.
    • Анализ результатов.
    • Выработка решений по поводу дальнейшей деятельности в сфере создания условий для нормальной жизни граждан с ограниченными возможностями.
    • Финансирование регионов (на сумму до 400 млн р.) для оснащения реабилитационных центров.
  5. 2021-2025 годы:
    • отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни; С 2021 г. ключевым направлением станет реабилитация. 18 субъектов РФ будет профинансировано из федерального бюджета для:
      • закупки оборудования в реабилитационные центры,
      • обучения специалистов,
      • разработки ИС.

Точный перечень мероприятий будет определяться в ходе бюджетирования в соответствующие бюджетные периоды.

Ответственным исполнителем программы заявлено Министерство труда и социальной защитыРФ. На это ведомство возложена задача по координации деяльности иных многочисленных исполнителей мероприятий. К примеру:

  • Министерства связи и массовых коммуникаций РФ;
  • Министерство образования и науки РФ:
  • Пенсионного фонда;
  • Фонда соцстрахования и других.

Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»

Мероприятия задумывались для обеспечения:

  • равного доступа инвалидов к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам;
  • объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.

То есть ФЦП имеет три направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.

Заявленные цели

Цель мероприятий правительство видит в создании законодательных условий для того чтобы повысить уровень и качество жизни людей с ограничениями в социальной сфере на основании самостоятельной экономической активности.

Ожидаемые результаты:

  1. Увеличение количества инфраструктурных объектов для граждан с физическими отклонениями, в том числе:
    • реабилитационной направленности;
    • транспортных объектов;
    • социальной направленности.
  2. Выявление и анализ мнений граждан по проблемам инвалидов, ожидается рост числа лиц с ограниченными возможностями, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов.
  3. Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в субъектах РФ.
  4. Увеличение численности инвалидов, получивших реабилитационные и абилитационные мероприятия.
  5. Работа по подготовке кадровой базы специалистов по работе с инвалидами:
    • обучение;
    • стимулирование к профессиональной деятельности;
    • повышение квалификации.
  6. Трудоустройство граждан из числа лиц с физическими отклонениями.
  7. Обеспечение медучреждений специализированным оборудованием для обслуживания пациентов с ограниченными возможностями, увеличение численности бюро медико-социальных экспертиз.
Без поддержки населения эффективность программы окажется низкой. Необходима работа всего общества над реализацией госпрограммы.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Вопросы финансирования ФЦП

В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и региональных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:

  1. Субъекты, с долей дотаций из федерального бюджета в последние три года на уровне 40% и ниже, получают на реализацию мероприятий ФЦП не более 95%;
    • к ним относятся: Республика Крым и г. Севастополь.
  2. Другие — не больше 70%.
В 2019 году на финансирование мероприятий была запланирована сумма в размере 50 683 114,5 тыс. руб. Для сравнения: ранее выделялось 47 935 211,5 тыс. руб.

Как происходит формирование программы?

Фото 4

Во многих городах перекрестки массово оборудованы светофорами со звуковыми сигналами.

В учет берутся районы городов, где наблюдается наибольшее проживание людей с ограниченным зрением, либо где они больше всего появляются.

Например, есть предприятия, которые предоставляют рабочие места для таких людей, реабилитационные центры, помогающим им адаптироваться. Как правило, пути к таким предприятиям и учреждениям оборудуются такими светофорами.

В Московском метрополитене край перрона устроен таким образом, чтобы облегчать передвижение таким инвалидам.

А звуковое оповещение дает знать им и о приближении поездов, и о названии остановок.

Помимо транспорта и улиц города были сделаны и некоторые шаги, делающие жилье доступным для инвалидов. Трудно назвать это массовых успехом, но вот в Москве в некоторых районах были построены несколько десятков квартир, адаптированных для инвалидов на колясках.

Эти квартиры снабжены индивидуальными подъемниками, они обустроены широкими дверными проемами, а туалеты с ванной комнатой позволяет инвалиду самостоятельно пользоваться этими благами цивилизации.

А вот в Улан-Уде пошли еще дальше и решили спроектировать специальный жилой комплекс для такой категории инвалидов. В данном комплексе предусмотрены помимо жилых зданий, производственные учреждения, спортивные комплексы, магазины. Все это адаптировано под нужды инвалидов. Но это не более, чем единичные случаи. Подавляющее большинство инвалидов могут только мечтать о таких условиях.

Законодательная база

Федеральную целевую программу «Доступная среда» (ФЦП) впервые утвердили распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года. В основу ее разработки была положена конвенция о правах инвалидов от .

Внедрение в практику заявленных мероприятий и приоритетов показало, что достичь целей в краткие сроки не получится. К усовершенствованию программы, корректировке ее текста Правительство РФ возвращалось еще дважды.

Были изданы документы, продлевающие действие программы, а также корректирующие и конкретизирующие задачи исполнителей:

  • Распоряжение от  № 1365;
  • Постановление от  № 1297;
  • Распоряжение Правительства РФ от г. № 308-р

Указанные правительственные акты регулируют деятельность органов местного и федерального уровня по созданию доступной среды для инвалидов.

В регионах создаются собственные программы, имеющие ту же цель. Их финансирование происходит из бюджета субъекта федерации.Скачать для просмотра и печати

Распоряжение Правительства РФ от г.

Распоряжение Правительства РФ №1365-Р

Постановление Правительства Российской Федерации (ПП РФ) № 1297 от г.

Запланированные государством мероприятия по организации доступной среды

Государственная программа предусматривает реализацию целого комплекса мероприятий по организации доступной для инвалидов среды, среди них:

  • расширение перечня субтитрированных программ по телевидению;
  • поддержка спортивных учреждений, занимающихся с инвалидами;
  • проведение обучающих семинаров для сотрудников образовательных учреждений по инклюзии детей-инвалидов в обычную среду;
  • создание безбарьерной среды в ОУ: оснащение заведений учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием;
  • приведение объектов городских инфраструктур в соответствие нормативам по обеспечению доступной среды инвалидам;
  • оснащение и модернизация зданий, транспорта, улиц для возможности безбарьерного перемещения граждан с инвалидностью;
  • адаптация официальных сайтов органов власти России к требованиям людей с ограниченными возможностями.

Всесторонняя поддержка учреждений, обеспечивающих реабилитацию и медицинскую поддержку инвалидов, также остается одним из приоритетных направлений Программы. Ожидается, что мероприятия по программе “Доступная среда” для инвалидов повысят уровень доступности различных объектов для людей с нарушениями, увеличат число школ и детсадов с безбарьерной средой, обеспечат больше транспортных средств, комфортных для граждан с особыми потребностями.

Фото 4

Что сделано к 2019 году, планы и текущее финансирование программы

Реализации Программы «Доступная среда» в России уделяется немало внимания и средств. Так, в 2019 году на выполнение запланированных нею мероприятий выделено на 10 млн. рублей больше, чем в предыдущем. Эта цифра составила 90 млн. рублей.

Проект “Доступная среда” для инвалидов в 2019 году имеет успешно реализованные мероприятия, среди которых можно выделить следующие:

  • предприятия, на которых работают люди с инвалидностью, оснащены всем необходимым и нормально функционируют;
  • возросло число центров по реабилитации инвалидов по стране;
  • в больших и малых городах организованы светофоры со звуковыми маячками, табличками и указателями для слабо- или невидящих граждан;
  • обустроены для инвалидов-колясочников платформы московского метрополитена;
  • активно внедряется звуковое оповещение в объектах общественного транспорта;
  • все чаще строятся здания, учитывающие требования инвалидов на колясках, а в Улан-Удэ подобным образом спроектирован целый жилой квартал.

В 2019 году уже внесены изменения о совершенствовании некоторых критериев медико-социальной экспертизы для инвалидов, и оптимизации условий выдачи субсидий для этой категории граждан. Продолжается работа по инклюзии во всех областях и сферах общественной жизни.

Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»

Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.

Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.

Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.

  1. Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
  2. В стране увеличилось количество центров реабилитации.
  3. В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.
  4. На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
  5. Работают телеканалы с сурдопереводом.
  6. Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
  7. Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте и пр.
Другие федеральные программы тоже включают в себя элементы улучшения жизни инвалидов, профилактики появления на свет малышей с ограниченными возможностями. То есть правительство осуществляет комплексный подход к решению заявленных задач.Важно: в октябре 2019 года российским Правительством был сделан еще один шаг на пути реализации указанных программ. В частности, контроль  и надзор за обеспечением доступности для лиц с инвалидностью объектов социальной инфраструктуры (средств связи) передан Роскомнадзору.

Что делается для детей-инвалидов

В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.

Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.

В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

  1. В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
  2. В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
    • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
    • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
  3. Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
    • логопедии;
    • олигофренопедагогике;
    • сурдопедагогике и других.
Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые. Одна ободряющая улыбка или слово незнакомого человека значит для такого ребенка намного больше, чем вся активная деятельность чиновников.

Промежуточные успехи регионов

На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

Например:

  1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обустроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
  2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой дом для людей с ограниченными возможностями.

Здание адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Фото 5

Сроки реализации программы

Согласно последнему постановлению, общий срок реализации программы приходится на 2011-2020 годы. Он включает в себя 4 этапа.

  1. Подготовка законодательной базы в период с 2011 по 2012 годы.
  2. Формирование материальной базы с 2013 по 2015 год. Здесь подразумевается дооборудование общественных объектов специальными устройствами для инвалидов, строительство реабилитационных центров, их техническое оснащение и т. п.
  3. На 2016-2018 годы приходится реализация основных задач госпрограммы, которые мы рассмотрим позже.
  4. С 2019 по 2020 год планируется период подведения итогов проделанной работы и выработка дальнейших направлений развития.

Органом, ответственным за поэтапную реализацию госпрограммы, было назначено Министерство труда и социального развития. Среди других участников Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, министерства образования, спорта, жилищного строительства, финансов и другие ведомства. Разумеется, также важна деятельность и инициативы региональных органов власти.

Вопросы и ответы

В нашем кооперативном доме ЖСК г.Москва очень сложно собрать общее собрание жильцов для принятия решения об установке пандуса. Председатель ЖСК находит много причин не делать этого. Как правильнее поступить:

- вариант №1 установить пандус за свой счет без собрания и без одобрения соответствующих инстанций и нести на себе риск демонтажа пандуса в любой момент

- вариант №2 ждать от мэрии Москвы ответа на мое письмо о необходимости установки пандуса в доме.

- вариант №3 председатель ЖСК сказала мне, что в конце декабря 2015 года возможно заселится семья с ребенком-инвалидом. В таком случае я могу обратиться в мэрию с просьбой установить пандус за счет бюджета Москвы?

Сейчас инвалидов в доме нет, есть 5 детей до 2-х лет. Опросив всех жильцов дома, выяснил, что один член кооператива против установки пандуса.

Заранее,

Эксперт:

Иван, добрый вечер! Собирать все жильцов не обязательно, можно провести заочное голосование по данному вопросу, Жилищный кодекс вполне позволяет это сделать.

Эксперт:

Иван, добрый вечер.

Вы можете ничего не ждать и уже сейчас обратиться в администрацию района, а так же в соцзащиту с требованием установки пандуса. Законы это регулирующие давно приняты, но действуют только там, где проявляют инициативу и настойчивость, добровольно никак ставить не хотят.

Постановление Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 852-ПП «О
совершенствовании работы по приспособлению инфраструктуры города Москвы
для нужд инвалидов и других категорий маломобильных граждан»

10.4. Совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и
благоустройства города Москвы отработать единую схему принятия на баланс
дирекций единого заказчика и осуществления последующей эксплуатации
подъемных платформ для инвалидов, устанавливаемых в домах-новостройках и
действующих жилых домах.

Закон г. Москвы от 17 января 2001 г. N 3 «Об
обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной,
транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» (с изменениями и
дополнениями)

Статья 3. Объекты социальной, транспортной и инженерной
инфраструктур, подлежащие оснащению специальными приспособлениями и
оборудованием

К объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и
оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и
маломобильных граждан, относятся:

жилые здания государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда;
административные здания и сооружения;
объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.);
объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения;
объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковские учреждения;
гостиницы, отели, иные места временного проживания;
физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места
отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории
объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи
и пешеходные дорожки;
объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и
информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы,
аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и
воздушного транспорта, обслуживающие население;
станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта;
почтово-телеграфные и другие здания и сооружения связи и информации;
производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда;
тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей;
прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Эксперт:

Иван!

Пока в Вашем доме нет инвалидов, решение об установлении пандуса должно исходить от жильцов дома. Достаточно собрать большинство голосов.Не обязательно для этого всех собирать.

в конце декабря 2015 года возможно заселится семья с ребенком-инвалидом.
Иван

Согласно гл. 4 ст.14 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилые помещения, занимаемые инвалидами, должны оборудоваться специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Статьи 15 и 16 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» касаются обеспечения
свободного доступа инвалидам к объектам социальной инфраструктуры
(жилым, общественным, производственным зданиям, строениям и сооружениям,
спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим
учреждениям). Органы государственной власти и местного самоуправления, а
также все юридические лица, обязаны создавать такие условия, при
которых человек с ограниченными физическими возможностями сможет легко
попасть внутрь любого помещения.

Эксперт:

Иван!

— вариант №2 ждать от мэрии Москвы ответа на мое письмо о необходимости установки пандуса в доме.

Подождите ответ, если он не будет положительный, то уже в судебном порядке нужно понудить у становить пандус, а установить его обязаны. права техническая конструкция дома должна это позволять, есть судебная практика по которой отказывали в установке пандуса из за невозможности в связи с технической конструкции лестничных площадок и т.д.

Довод о том, что в доме нет инвалидов не состоятелен, так как инвалид не должне обязательно жить в этом доме, как же быть тогда если какой либо человек с ограниченными возможностями захочет придти в гости к жителю этого дома.

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ
(ред. от 29.06.2015)
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры
Правительство
Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от
организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая
инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для
беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым,
общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям,

местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для
беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным,
междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и
пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации
(включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами
световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение
пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка
и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и
рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и
реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и
производство транспортных средств общего пользования, средств связи и
информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним
инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Эксперт:

Иван!

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

СНиП 35-01-2001

3.1 В проектах должны быть предусмотрены условия беспрепятственного и удобного передвижения МГН по участку к зданию или по территории предприятия, комплекса сооружений с учетом требований градостроительных норм. Система средств информационной поддержки должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН на все время эксплуатации.Лифты и подъемники

3.34 Здания следует оборудовать пассажирскими лифтами или подъемными платформами в случае размещения помещений, посещаемых инвалидами на креслах-колясках, на этажах выше или ниже этажа основного входа в здание (первого этажа). Выбор способа подъема инвалидов и возможность дублирования этих способов подъема устанавливаются в проектном решении.

3.28 Ширина проступей лестниц, кроме внутриквартирных, должна быть не менее 0,3 м, а высота подъема ступеней — не более 0,15 м. Уклоны лестниц должны быть не более 1:2.

Ступени лестниц на путях движения инвалидов и других маломобильных групп населения должны быть сплошными, ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,05 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м.

3.29 Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.

Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях — принимать по ширине полосы движения согласно 3.18.

Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м.

3.30 Несущие конструкции пандусов следует выполнять из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее R60, а ограждающих конструкций помещений пандусов — не менее R120.

3.31 Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги.

3.32 Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9м, у лестниц — на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.

Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.

3.33 На верхней или боковой, внешней по отношению к маршу, поверхности поручней перил должны предусматриваться рельефные обозначения этажей. Размеры цифр должны быть, не менее, м: ширина — 0,01, высота — 0,015, высота рельефа цифры — не менее 0,002 м.

4.1 Жилые дома и жилые помещения общественных зданий следует проектировать, обеспечивая потребности инвалидов, включая:

• доступность квартиры или жилого помещения от входа в здание;

• доступность всех общественных помещений здания из квартиры или жилого помещения;

• применение оборудования, отвечающего потребностям инвалидов;

• обеспечение безопасности и удобства пользования оборудованием и приборами;

• оборудование придомовой территории и собственно здания необходимыми информационными системами.

То есть, необходимость размещения пандусов правила ставят в зависимость от наличия инвалидов в доме. Пандусы предусматриваются в проектах при строительстве зданий

В связи с тем, что установка пандуса подразумевает использование общего имущества, то согласовывать такую установку нужно со всеми жильцами, путем проведения собрания в порядке ст.44-47 ЖК РФ. Сейчас появилась новая форма проведения собрания — очно-заочная, опросным путем, ее проводить гораздо проще, чем классическое общее собрание.

Желаю удачи!

Эксперт:

Нормативная база которой регулируется устрйство здания для обеспечения доступности маломобильных групп населения

Строительные нормы и правила «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001):
«Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения» (СП 35-101-2001);
«Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам» (СП 35-102-2001);
«Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям» (СП 35-103-2001);
«Здания и помещения с местами труда для инвалидов» (СП 35-104-2001);
«Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения» (СП 35-105-2002);
«Расчет и размещение учреждений социального обслуживания пожилых людей» (СП 35-106-2003);
ГОСТ Р 51630-2000 «Платформы подъемные с вертикальным и наклонным перемещением для инвалидов. Требования доступности».
ГОСТ Р 51631-2008 «Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения».
ГОСТ Р 51671-2000 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности».
ГОСТ Р 52875-2007 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Тех

Согласно нормам ФЗ „О безопасности зданий и сооружений“ должны соблюдаться:

— обязательный учет при разработке мероприятий по эвакуации людей особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (п. 4 ст. 8, п. 4 ст. 17);
— установление проектных значений параметров и других проектных характеристик здания (сооружения), а также проектируемых мероприятий по обеспечению его безопасности с учетом безопасного строительства и эксплуатации здания (сооружения) для жизни и здоровья инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ч. 5 ст. 15);
— обоснование характеристики или параметров систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (п. 5 ст. 17);
— сведение к минимуму вероятности наступления несчастных случаев и нанесения травм людям с учетом инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения при расчете параметров элементов строительных конструкций (ч. 1 ст. 30);
— установление достаточной ширины дверных и незаполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров, проходов для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ч. 3 ст. 30);
— обеспечение проектными решениями зданий (сооружений) их доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ч. ч. 7, 8 ст. 30);
— обязательное наличие в проектной документации жилых зданий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения к таким объектам (ч. 14 ст. 30).

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 октября 2012 г. N 78-КГ12-17

установила:
Кичаков С.С. является инвалидом 1 группы с детства, передвигается на кресле-коляске. В течение 2010 года он обращался в органы исполнительной власти Санкт-Петербурга с просьбой провести мероприятия по созданию условий для беспрепятственного доступа в многоквартирный дом по месту его жительства. Письмом администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от 8 октября 2010 года ему отказано в удовлетворении просьбы по причине отнесения указанных мероприятий к компетенции товарищества собственников жилья, осуществляющего управление многоквартирным домом. Считая данный отказ незаконным, Кичаков С.С. обратился в суд с иском к администрации Колпинского района Санкт-Петербурга об обязании обеспечить инвалиду, использующему кресло-коляску, беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры, обязании осуществить установку платформы подъемной, компенсации морального вреда и просил обязать ответчика провести в двухмесячный срок мероприятия по обеспечению инвалиду, использующему кресло-коляску, беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, осуществить установку, ввод в эксплуатацию и постановку на учет платформы подъемной вертикального типа для перемещения инвалидов, использующих кресла-коляски, заключить с ООО „Лифтовая компания “Афонская» договор на поставку, монтаж и ввод в эксплуатацию платформы подъемной вертикального типа в парадной дома, где проживает истец, взыскать компенсацию морального вреда в размере <...> руб.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 сентября 2011 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 ноября 2011 года, в удовлетворении исковых требований Кичакову С.С. отказано.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В кассационной жалобе Кичаковым С.С., поданной в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, ставится вопрос об отмене решения Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 сентября 2011 года и определения судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 ноября 2011 года.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховном Суда Российской Федерации Кичаков С.С., представители администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, Товарищества собственников жилья «Колпинский оазис», ООО «Лифтовая компания», извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит судебные постановления подлежащими отмене, а кассационную жалобу — удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что судом при рассмотрении настоящего дела были допущены такого характера существенные нарушения.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что отсутствуют основания для возложения обязанности на ответчика осуществить установку, ввод в эксплуатацию и постановку на учет платформы подъемной вертикального типа для перемещения инвалидов, использующих кресла-коляски. При этом суд указал на то, что истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о необходимости установления в подъезде дома, где проживает истец, подъемной платформы в качестве единственно возможного средства подъема.
Между тем, Судебная коллегия находит приведенные выводы судебных инстанций основанными на неправильном применении положений действующего законодательства по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Кичаков С.С. является инвалидом 1 группы с детства бессрочно, передвигается на кресле-коляске, проживает по адресу <...>, г. <...> дом <...>. Управление, обслуживание и содержание многоквартирного дома, в котором проживает истец, осуществляет Товарищество собственников жилья "<...>".
В ответ на заявление Кичакова С.С. от 16 августа 2010 года письмом от 24 августа 2010 года управляющая компания сообщила о возможности и необходимости обеспечения истца беспрепятственным доступом к своему жилью, выразила согласие на установку подъемной платформы для перемещения инвалидов, использующих кресла-коляски. Однако в связи с отсутствием денежных средств, истцу рекомендовано обратиться с данным вопросом в органы государственной власти Санкт-Петербурга.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 апреля 2011 года по иску прокурора Колпинского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Кичакова С.С. Товарищество собственников жилья обязано обеспечить в подъезде дома, в котором проживает истец, сплошное ровное без выступов покрытие ступеней крыльца, снизить порог дверного проема до 0,025 метра. В удовлетворении требований об обязании установить платформу подъемную вертикального типа для перемещения инвалидов, использующих кресла-коляски, отказано.
В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года и от 25 апреля 2005 года.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006 — 2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 года N 832.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно положениям указанного Федерального закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены и жилые здания.
Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 года N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости — другими средствами подъема.
Как усматривается из материалов дела, одним из самостоятельных требований, заявленных Кичаковым С.С., являлось требование об обязании ответчика провести мероприятия по обеспечению истцу как инвалиду, использующему кресло-коляску, беспрепятственного доступа, отвечающего требованиям безопасности, к объекту социальной инфраструктуры многоквартирному дому, где проживает истец.
В связи с чем, предметом доказывания по данному делу является факт отсутствия реальной доступности истцу занимаемого им жилого помещения.
Однако суд доводы участников процесса о технической возможности или отсутствии таковой установить пандус либо подъемную платформу, не исследовал, лишь указав в решении, что истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о необходимости установления в подъезде дома, где проживает истец, подъемной платформы в качестве единственно возможного средства подъема.
Между тем, обязанность по предоставлению доказательств доступности беспрепятственного пользования истцом своим жилым помещением, наличия или отсутствия необходимости в установке специальных приспособлений для доступа истца к месту своего проживания, а также возможность установления иных приспособлений для перемещения маломобильных групп населения, в данном случае возлагается не на истца, а на собственников данного жилого многоквартирного дома, которыми является и администрация Колпинского района Санкт-Петербурга, и Товарищество собственников жилья.
Судебными инстанциями не принят во внимание довод истца о том, что в многоквартирном доме по месту его проживания отсутствует беспрепятственный доступ для него к этажу проживания, поскольку от входа в подъезд по лестничному маршу без посторонней помощи он не может подняться на лифтовый этаж. Установленные жильцами для спуска-подъема детских колясок колейные аппарели непригодны для использования инвалидом ввиду их высокого уклона — 47%, что превышает норматив, установленный соответствующим СНиП — не более 8%.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия признает решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 сентября 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 ноября 2011 года незаконными, принятыми с существенным нарушением норм материального права и подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,
определила:
решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 сентября 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 ноября 2011 года отменить, передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://reabilitilog.ru/pravovye-aspekty/prava-lgoty-garantii/dostupnaya-sreda-dlya-invalidov.html
  • https://invalidu.com/prava/proekt-dostupnaya-sreda-invalidov
  • http://lgoty-vsem.ru/lgoty/programma-dostupnaya-sreda-dlya-invalidov.html
  • https://posobie.guru/lgoty/invalidam/dostupnaya-sreda.html
  • https://subsived.ru/lgoty/programma-dostupnaya-sreda
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий