Как получить поддержку на развитие фермерского хозяйства

 

Как стать фермером, какое предприятие создать, чтобы получить субсидии на развитие, налоговые льготы, дешевые кредиты?. Полезные рекомендации, как стать фермером с нуля. Субсидии от государства для начинающих предпринимателей. Сферы деятельности: растениеводство или животноводство.

Цели данных программ

Таковы реалии аграрного сектора экономики: без поддержки фермеру, да и крупным представителям сложно добиваться серьезных и стабильных результатов. Поэтому на правительственном уровне проводятся системные финансовые вливания – субсидирование отрасли по всем направлениям.

Сюда можно отнести:

  • меры денежно-кредитной политики, когда проводится льготное кредитование и приоритетное инвестирование аграрных проектов. Существуют и специфические направления: страхование на льготных условиях сельскохозяйственных культур в зонах рискованного земледелия, элитного поголовья скота;
  • бюджетные дотации, которые представлены целевым ассигнованием из бюджета убыточной реализации продукции в условиях низкого урожая. Другой вариант – возмещение недополученного дохода производителем при сдерживании роста цен на социально значимые продукты;
  • бюджетная политика, выражающаяся в дополнительном финансировании с\х отраслей. Такая поддержка характеризуется распределительным характером по принципу приоритета отрасли. Проводится субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие АПК, возмещаются лизинговые платежи на производственное оборудование.
  • планирование – составление программ поддержки, разработка актуальных мер поддержки, прогнозы по развитию различных направлений. Такие меры нужны для грамотного распределения финансирования.

Предоставление кредитов

С запущена программа льготного кредитования субъектов хозяйствования системы АПК. Займы на модернизацию и развитие хозяйств банки будут оформлять под 5% годовых.

В этой связи меняется адресат процентного субсидирования: теперь это кредитные учреждения. Государство возместит 100% ключевой ставки банкам, выдающим займы сельхозпроизводителям на льготных условиях.

Новые условия удобны, прежде всего, фермерам. Теперь не придется отвлекать существенные суммы из оборота для уплаты процентов, которые затем государство возмещало кредитополучателю через субсидию.

Банки для участия в программе утверждает Минсельхоз. Критерий – наличие собственных кредитных продуктов на привлекательных условиях для аграриев.

Требования к заемщикам вполне лояльны:

  • отсутствие действующих просрочек у претендента по другим кредитам;
  • стабильность в развитии хозяйства;
  • доходы, позволяющие производить текущие платежи.

Банк откажет однозначно фермерам, находящимся в банкротстве или реорганизации.

Старая помощь по-новому принципу

В 2019 году на развитие агропромышленной отрасли правительство выделяет 300 млрд рублей.

Распределяться деньги будут по иной схеме.

Если раньше транши направлялись под конкретные программы, то в 2019 году в субъект переводится полная сумма на развитие с\х. Здесь страховые преференции, субсидирование кредитов, фермерских и крестьянских форм хозяйств, садоводства и племенного животноводства. Словом, всех представленных в конкретном субъекте направлений АПК.

Схема получила название «единой региональной субсидии».

Что нового в 2019 году

Наиболее существенное изменение коснулось принципов распределения государственных субсидий. Раньше в регионы поступали целевые перечисления под конкретные программы. Сейчас государство перечисляет единую сумму, в которую заложены все затраты на агропромышленный комплекс. Как именно их распределить, решают местные органы исходя из поступивших заявок и нужд региона. При этом дана установка на сокращение сроков рассмотрения анкет и выдачи грантов.

Еще одно положительное изменение коснулось условий кредитования. Чтобы поддержать предпринимателей, занятых в малом и среднем бизнесе, для них установлена специальная квота. На этот сегмент рынка должно быть выдано не менее 20% кредитов от общего объема выделенных по программе средств.

Фото 1

Как реализовать средства

В  2019 году подразумевается не единовременное выделение средств от государства единой суммой, а заключение государственного контракта в рамках программы поддержки.

То есть между фермером и представителями органов власти заключается соглашение, согласно которому в пользу бизнеса выделяются средства в течение всего года.

В контракте прописываются следующие аспекты:

  • сумма субсидирования;
  • сроки отчетности;
  • виды отчетности;
  • целевое назначение субсидирования;
  • порядок возврата средств, которые не были освоены в течение года;
  • ответственность за нарушение пунктов договора.

Если фермер за  2019 год не израсходует выделенные средства в полном объеме, то остаток он будет обязан вернуть в бюджет.

Срок субсидирования составляет ровно год. В течение этого периода государство оказывает материальную поддержку предпринимателю, после чего бизнес или набирает обороты, или показывает свою несостоятельность.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Как составить бизнес-план

Субсидирование фермерских хозяйств, как уже было сказано выше, происходит конкретными денежными суммами (Федеральный закон от N 264-ФЗ (ред. от ) "О развитии сельского хозяйства"). Это объем средств, необходимый для развития сельхоз предприятия с целью получения дальнейшей выгоды, как для самого фермера, так и для инвестора, то есть государства.

Порядок предоставления дотаций исключает возможности нецелевого использования денежных средств. И, кроме того, что получатели финансов обязаны сохранять квитанции по использованным суммам, еще и требуется предварительный план расходов. На практике такой документ именуется бизнес-планом.

Основная задача планирования – это расчет возможных затрат, размеров будущей выгоды и способов ее достижения. Знакомясь с предоставленными бумагами, государственные органы оценивают целесообразность предприятия и необходимость вложения средств в его развитие. Для самого фермера, желающего получить пособие, толковый бизнес-план является гарантией удовлетворения прошения.

Подробнее в статье: Бизнес-план для получения субсидии от центра занятости

При составлении документа нужно использовать такие разделы:

  • титульный лист – это страница, которая содержит наименование фермерского хозяйства, направление его деятельности, расположение и период реализации Программы;
  • резюме – это основная часть документа, которая должна содержать подробное описание проекта, его преимущества перед конкурентами, пути воплощения и размеры потенциальной выгоды для всех участников;
  • установка целей – детально описываются пути реализации Программы и возможные затраты на каждый пункт;
  • финансовые затраты – данный раздел предстоит составлять особо тщательно, поскольку инвесторам важно понимать целесообразность вложений и сроки возврата денег.

Самое главное – это привлечь внимание, поскольку субсидии Минсельхоза начинающим фермерам даются выборочно. Очень важно доступно показать свои преимущества и возможности перед конкурентами.

Субсидирование фермерских хозяйств

Правительством России в реалиях современной обстановки проработаны инструменты помощи сельскому хозяйству. Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства, начинающим бизнесменам? Сейчас создалась уникальная возможность в развитии собственного хозяйства с поддержкой государством, только в этом году выделено больше 3 миллиардов рублей на поддержание фермерских хозяйств.

Распределяется государственная помощь по следующим параметрам, это:

  1. На фермы семейного вида с направлением деятельности животноводство, могут получить до 1,5 миллиарда рублей.
  2. Сельские хозяйства, которые оформляют в собственность землю, могут рассчитывать на 50-60 миллионов рублей.
  3. Начинающим фермерам для обустройства вида деятельности государство готово помочь на 2 миллиарда рублей.

В 2019 году помощь оказывается более чем в 80 регионах страны, а также в Крыму. Фермер может потратить государственную помощь для решения задач, а именно:

  • развитие фермы, увеличение поголовья;
  • для приобретения нужного оборудования, которое необходимо в развитии хозяйства;
  • покупка посадочного материала, кормов для скотины, удобрений;
  • для приобретения земельных наделов с целью видения на них сельскохозяйственной деятельности.

Государственная помощь на территории РФ распространяется по мере необходимости, иными словами регионам которые больше ощутили воздействие от внешнего давления, выделяются большие суммы субсидий. В 2019 году Ставропольский край и Дагестан получат наибольшую помощь.

Начинающий предприниматель в организации фермерского хозяйства получает помощь по федеральной программе, когда он соблюдает требуемые условия, это:

  • деятельность должна быть зарегистрирована как ИП или «ООО»;
  • наличие собственного финансирования не меньше 100 000 рублей;
  • иметь оправданный бизнес план, который четко показывает рентабельность фермы и может комиссию убедить о выдаче субсидии.

Полученные деньги можно тратить только по целевому предназначению. Расход средств сельскохозяйственным предприятием осуществляется на всех этапах, по бизнес плану. В установленный интервал времени комиссия по выдаче субсидий проверят правильное расходование денег. Обнаружение фактов не целевого применения средств, означает возврат предпринимателем субсидий государству.

В период использования субсидий, фермеру надо всегда сохранять документы, подтверждающие правильно потраченные деньги, это могут быть: чеки, накладные о покупке материалов, договора поставок кормов, квитанции на покупку оборудования, другие подтверждающие документы.

Кроме правильности потраченных средств, комиссией рассматривается вопрос эффективности их использования, это: решены с помощью гос. помощи нужные задачи, достигнуты ли цели по бизнес плану фермера, насколько поднялась рентабельность хозяйства.

Как влияют региональные власти на выделение субсидий

Получение субсидий для фермерских хозяйств в регионах происходит по-разному, так как учитываются приоритеты направления деятельности региона. Начинающий фермер может претендовать в своем регионе на получение субсидий при предъявлении полного набора нужных документов: заявление, бизнес-план, который показывает рентабельность деятельности. Субсидии распределяются через ЦЗН, где указываются приоритетные направления, а также подтверждающие на момент получения помощи статус безработного.

Консультантами маркетологами был прозондирован вопрос оказания помощи фермерскому хозяйству по государственной программе в разных регионах. Влияние чиновников на решение о выделении субсидий большое, по мнению специалистов, главное это войти к ним в доверие, так как они считают почти каждого начинающего фермера «проходимцем», который желает взять деньги у государства и затем «раствориться».

По мнению специалистов больше шансов на получение субсидий у тех, кто уже занимается сельскохозяйственной деятельностью. Комиссия может выехать на указанный адрес и рассмотреть фермерское хозяйство с последующей проверкой на правильное использование денег.

Каждый регион России оказывает помощь тем хозяйствам, которые ведут деятельность по безопасности продовольственной программы региона. Для примера можно остановиться на молочной продукции, когда региону надо 2 тысячи тонн молока для обеспечения потребностей, а фермер желает заниматься не молочной породой поголовья, а мясной, увеличивать количество поставок мяса. Естественно, чиновники в регионе не дадут разрешения на получение субсидии, так как собственная продовольственная безопасность важнее.

Сегодня как никогда сельское хозяйство нуждается в государственной помощи. Не секрет что многие территории для ведения сельских работ приходит в негодность, уменьшается престиж работы на земле, получение ожидаемой прибыли становится сложным вопросом из-за сложности реализации урожая.

Государством в лице назначенных чиновников понимается важность решения сельскохозяйственных вопросов, для этого созданы программы, которые должны исправить создавшуюся ситуацию. Сейчас выделяются гранты и помощь для работы на земле.

Какие приоритеты в государственной помощи

Субсидии фермерским хозяйствам в этом и последующих годах выдаются на основании программы государственной помощи, в которой запланировано развитие сельского хозяйства, спланирован рынок сбыта продукции.

Каждая программа правительства имеет приоритеты, которые решают собственные задачи, это:

  1. Экономическая область деятельности ─ должна решить вопрос рентабельности фермерских хозяйств.
  2. Институциональная область ─ увеличение кооперации среди сельских хозяйств, развитие комплексов продовольствия, создание сельскохозяйственного кластера.

Для этих целей есть разные инструменты оказания помощи, это:

  • выдача региональными властями субсидий фермерским хозяйствам;
  • целевые гранты по регионам;
  • конкурсные программы;
  • консультационная помощь.

Ежегодные программы могут дополняться, видоизменяться по мере необходимости потребностей региональных властей. В начале года она появляется в разработке, затем учитываются местные нужды, и только к весне она может быть доступна для ознакомления.

Каким критериям должно соответствовать сельское предпринимательство

Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства, когда не знаешь, подходит ли твое хозяйство под критерии? Важно, по мнению специалистов, понимать, ваше хозяйство считается начинающим мероприятием по работе на земле, оно соответствует условиям микропредприятия?

Рассмотрим правовой аспект этого вопроса:

  • фермером в России может быть любой гражданин страны не пенсионного возраста;
  • у него должно быть среднее специальное или высшее образования сельскохозяйственного направления;
  • человек может пройти специальные курсы обучения работе на ферме;
  • иметь собственный длительный опыт работы в сельском хозяйстве;
  • иметь статус ИП или «ООО».

НКХ (начинающее крестьянское хозяйство) должно быть в соответствии с требованиями к малым предприятиям, которые отражаются в статье №4 ФЗ, где говорится о развитии этого вида бизнеса и предпринимательской деятельности в РФ.

Основные параметры соответствия НКХ требованиям, это:

  • доля участия сторонних лиц в предпринимательской деятельности малых сельских предприятий не должна быть больше 25%;
  • численность наемных работников не должна превышать за год 100 человек, для малых фермерских хозяйств и не больше 15 человек для НКХ, как микропредприятия, когда получаемая прибыль не больше предельных значений установленных правительством.

В программах государственной помощи могут принимать хозяйство соответствующее условию:

  • регистрация деятельности до подачи заявления на помощь от государства не меньше трех лет;
  • реализация готовой продукции не меньше 30 тысяч рублей каждый год.

К таким хозяйствам относятся: подсобное крестьянское хозяйство, которое может перерегистрироваться в КФХ. Его руководитель должен иметь гражданство России, жить в селе того региона где ожидает получить субсидии. Каждый регион РФ имеет собственные комиссии, которые рассматривают право на получение государственной помощи начинающему фермеру. Комиссия обычно состоит из следующих представителей:

  • органы управления АПК (агропромышленный комплекс) региона;
  • члены АККОР (ассоциация крестьянских хозяйств и кооперативов России) в регионе.

Представленная комиссия в целях поддержки работающих хозяйств ежегодно проводят конкурсы на получение государственной помощи.

Как создать сельскохозяйственное предприятие

Получение субсидий на развитие сельского хозяйства включают: гранты, конкурсы, специальные программы. Для начинающих предпринимателей, работающих на земле, есть интересная подпрограмма, это «Оказание помощи малым формам хозяйствования». Другими словами МФХ ─ крестьянские хозяйства, ИП ведущие деятельность на земле, подсобные сельские хозяйства, кооперативы ведущие деятельность в сельском хозяйстве, микропредприятия работающие с производством сельской продукции.

Программой проводится поддержка предпринимателей производящих сельскую продукцию, для этой цели выделяются:

  • гранты на организацию крестьянского или фермерского хозяйства;
  • оплата с помощью государства банковских инвестиций;
  • безвозмездная помощь начинающим фермерам в обустройстве хозяйства;
  • частичная оплата лизинговых соглашений на приобретение техники для работы на земле, для развития хозяйства оборудование и покупка новых пород скота;
  • проведение конкурсов в нише фермерских хозяйств с денежным вознаграждением;
  • помощь в развитии семейных ферм по разведению поголовья скотины.

Получение грантов

Оказание безвозмездной денежной помощи в организации крестьянского хозяйства ─ организация фермы:

  • проведение комплекса мероприятий по модернизации;
  • улучшение качества жизни за счет подключения к центральным инженерным сетям;
  • разработка перспективных проектов развития, и смет для реализации;
  • строительство объектов сельскохозяйственного значения.

Начинающий предприниматель сельскохозяйственной деятельности (фермер) может получить безвозмездную помощь (грант) от государства только единожды для: организации своего хозяйства, расширение имеющегося фермерского предприятия. После проведения всех действий бизнесмен представляет отчет о трате денег полученных по гранту.

Каждый год региональные власти устраивают конкурс на получение безвозмездной помощи. До конца января должны быть опубликованы в местной печати условия этого конкурса. Хозяйства, имеющие желание принять участие в конкурсе подают заявление в соответствующую государственную комиссию. Количество участников определяет лимит региональной помощи сельскому хозяйству.

Как происходит погашение процентных ставок с помощью государства

Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства, когда банковский кредит оплачивается по процентам государственной помощью ─ покупка новых пород скотины, приобретение новых машин для работы на земле (трактора, комбайны, другая техника), увеличение оборотных средств фермерского хозяйства.

Начинающий фермер по законам РФ может взять кредит на сумму около 5 миллионов рублей, сроком возврата через 15 лет, а льготный временной интервал составляет 5 лет с момента получения финансирования. Крестьянские хозяйства могут получить субсидии для погашения процентов банковских инвестиций, для этого надо подать заявление в комиссию и принять участие в отборе. Победители конкурсных отборов, их количество зависит от регионального финансирования программы помощи.

Улучшение быта на ферме

Целью этой субсидии является выдача разовой денежной помощи начинающим фермерам для строительства бытовых условий жизни на сельскохозяйственном предприятии (ферма). Предприниматель может направить полученное денежное пособие на покупку мебели в дом, на строительство подсобных помещений, на нужды обустройства фермы.

За счет этих средств нельзя:

  • покупать недвижимость;
  • приобретать квартиры на рынке недвижимости б/у.

Этот вид помощи предполагает строительство фермерского дома в сельской местности. В каждом регионе России есть свои условия на получение этой помощи от государства, о них надо узнавать в соответствующих комиссиях.

Компенсации государством по лизингу для фермеров

Этот вид помощи сельскому хозяйству рассчитан на открытие возможности приобретения оборудования и техники для сельскохозяйственного предприятия по лизингу. Если предприниматель, только открывший собственную ферму, берет в лизинг технику или скотину, то первый взнос может оплатить государство на сумму пятнадцатой части от всех затрат.

Этот вид помощи фермер может получить по заявлению, поданному в комиссию в регионе деятельности, вид заявления имеет установленный формат. С учетом количества поданных заявлений выявляются победители, которые могут получить денежную помощь, которую затем передают в компании по лизингу оборудования и технике.

Лучший фермер

На конкурсной основе проводится отбор победителей в конкурсе «Лучший фермер региона». Кроме предоставления денежного вознаграждения в задачу этого мероприятия входит передача сельскохозяйственного опыта начинающим фермерам. Этот вид помощи проводится каждый год, начало этого мероприятия с 2012 года.

Семейные фермы

Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства, когда есть желание организовать семейную ферму? Программой помощи от государства преследуется задача ─ оказать нужное воздействие в развитии животноводства, его стимуляции за счет семейных ферм. Этот вид помощи может компенсировать начальные траты на предпринимательскую деятельность по производству молочных или мясных ферм в размере 60 процентов.

Обычно специалисты советуют остальные 40 процентов покрыть следующим образом:

  • десять процентов из своих средств;
  • тридцать процентов банковскими инвестициями.

Заявление на получение этого вида помощи рассматривается региональной комиссией. Когда определено право хозяйству на получение помощи, фермер должен делать постоянные, систематические отчеты о затраченных целевых средствах и требуемых субсидий. В этой программе четко прописано, что фермерское хозяйство подключается к инженерным сетям за счет средств региона, а также должен быть организован властями сбыт производимой продукции.

Размер гранта и условия участия в программе

Фото 3

Величина гранта не является фиксированной суммой и зависит от составленного и представленного на рассмотрение комиссией бизнес-плана развития фермерского хозяйства – субсидия будет предоставлена в размере 60% от общей суммы предполагаемых затрат (но не более 10 миллионов рублей). При этом необходимо предъявить документы, доказывающие наличие на личном счёте оставшихся 40% процентов (для данной цели можно взять кредит).

Данный проект рассчитан на тех представителей сельскохозяйственного бизнеса, кто производит мясо-молочную продукцию. Основными условиями участия в программе являются:

  • отсутствие в прошлом случаев получения любых грантов на развитие малого и среднего бизнеса или на открытие КФХ;
  • минимальный срок работы фермы до подачи заявления – 12 месяцев;
  • как минимум трое работников фермы.

Как и в случае с другими программами, необходимо будет заполнить анкету участника конкурсного отбора, которая должна быть передана в с/х ведомство региона нахождения предприятия. Средства на финансирование проекта выделяются из федерального бюджета, но распоряжаются деньгами местные власти, которые вправе также выплачивать средства и из бюджета региона.

Читайте также статью  “Помощь предпринимателям от государства 2019”.

Какие направления деятельности считаются приоритетными

Фото 4

Программа активной поддержки сельского хозяйства рассчитана на 2013-2020 годы. Предполагается, что к тому времени отрасль окрепнет и будет расширяться самостоятельно.

Финансирование сельскохозяйственной области производства преследует следующие цели:

  • освоение заброшенных или пустующих участков земли;
  • создание новых рабочих мест и направлений работ;
  • повышение уровня заработных плат в отрасли;
  • расширение сырьевого рынка;
  • замена импортных продуктов (особенно мясных и молочных) на отечественные.

Прежде чем выделять финансирование, власти изучают вопрос значимости сельскохозяйственных отраслей для нынешней экономики страны. На данный момент наиболее приоритетными направлениями считаются:

  • инновационное развитие, модернизация циклов сельскохозяйственного производства;
  • помощь в открытии и расширении маленьких фермерских и крестьянских хозяйств;
  • оказание помощи фермерам, специализирующимся на растениеводстве;
  • проработка линий сбыта продуктов с/х производств;
  • открытие перерабатывающих предприятий;
  • помощь в организации мясо-молочного скотоводства и животноводства;
  • разработка плана рационального использования земельных угодий;
  • мелиорация сельскохозяйственных земель.
Фото 4

Государственная поддержка фермеров: нормы и правила

Крестьянско-фермерские хозяйства – современные субъекты хозяйствования сельскохозяйственного сектора, занимающиеся выращиванием, переработкой и реализацией продукции, а также предоставляющие разнопрофильные услуги предприятиям данного класса. Их деятельность регулируется специальным Федеральным законом № 74 (), на основании которого определяются критерии, позволяющие предприятию относиться к категории КФХ с предоставлением соответствующих прав и обязанностей.

На видео: Как отбирают начинающих фермеров для получения гранта

Фактически фермерские хозяйства представляют собой такие же субъекты предпринимательства, что и другие частные предприятия, но в некоторых случаях государство предлагает особенные условия. Такой лояльный подход призван стимулировать фермеров к развитию сельскохозяйственной отрасли и увеличению отечественного производства.

Как правило, фермерские хозяйства функционируют на основании статуса ИП. Возможно и открытие ООО, но индивидуальное предпринимательство позволяет осуществлять максимально простую отчетность и вести упрощенную бухгалтерию.

Материальная поддержка начинающих и опытных фермеров государством предусматривает широкий спектр возможностей. Помощь, предоставляемая КФХ, может носить общегосударственный и региональный характер. А поскольку местная власть каждого региона предусматривает различные возможности, в первую очередь нужно изучить предложения, на которые могут рассчитывать мелкие и средние фермерские хозяйства на всей территории России.

Согласно специализированной правительственной программе, утвержденной постановлением от 2012 года (), отечественные крестьянско-фермерские хозяйства могут рассчитывать на получение как информационной, так и материальной помощи со стороны государства. К таким мерам относятся консультирование в отношении открытия или развития фермерского предприятия, существующие нормы и условия выделения необходимых субсидий и грантов, проведение тематических конкурсов и прочее.

На видео: Субсидии от государства бизнесу: польза или вред

Начинающее фермерское хозяйство может получить такие виды помощи:

  • предоставление субсидии на выплату процентов по кредитованию или взносов по лизингу;
  • выделение гранта на открытие фермерского хозяйства;
  • предоставление гранта на бытовые потребности молодых фермеров;
  • развитие фермерских хозяйств животноводческого направления.

Каждый из видов помощи имеет собственные особенности, отличающиеся индивидуальными свойствами. В числе наиболее распространенных видов финансовой поддержки – гранты, имеющие своим предназначением те или иные расходы на основание КФХ или его развитие. К примеру, фермер может стать обладателем финансовой помощи, направленной на приобретение земельного участка, разработку или постройку новых объектов, создание инфраструктуры и подведение к готовым объектам. Гранты выдают на основе проводимых в каждом регионе конкурсов. После того как все желающие подадут свои заявки, члены специальных комиссий принимают решение относительно победителей конкурсов, их количестве и размере выдаваемого гранта. Эти показатели могут меняться ежегодно, влияют на размер выплат и количество участников финансирования.

Особенность грантов в том, что каждый фермер может получить такую помощь на развитие своего бизнеса только один раз. Кроме того, обязателен также подробный отчет об использовании полученных средств. Этот документ должен составляться по определенной форме, которую можно найти на сайте профильного министерства.

Вторая распространенная форма содействия бизнесу сельскохозяйственного направления – субсидирование процентов по кредитам. Такая помощь касается исключительно инвестиционного кредитования, рассчитанного на развитие бизнеса в области сельского хозяйства. Субсидированию из таких соображений может подлежать выплата процентов по кредиту на приобретение скота, сельскохозяйственной техники или специализированного оборудования. В отношении субсидирования процентов по кредитованию законодательство предусматривает определенный лимит. Так, молодой фермер имеет возможность получить 5 миллионов рублей на срок до 15 лет с льготным периодом, составляющим 5 лет. Для того чтобы получить такую материальную господдержку, начинающему фермеру следует составить и подать заявку в специализированные органы и дождаться итога конкурсного отбора. Те заявители, чьи имена будут в перечне победителей конкурса, могут подать свои сведения в местные органы АПК, занимающиеся субсидированием кредитных выплат. Если возникнет такая необходимость, фермер имеет возможность обратиться в профильный гарантийный фонд, занимающийся подобными вопросами, а также один из региональных залоговых центров, которые предоставят необходимое поручительство.

Единоразовую финансовую помощь новичкам в выбранном направлении обеспечивают и гранты, предназначенные для организации быта молодых фермеров. Участникам программы выдают определенную денежную сумму, которую он может использовать для приобретения жилья и его оснащения мебелью и всем необходимым. Важное уточнение в этом аспекте – гранты не предусматривают покупку жилья вторичного сектора, будучи рассчитанными прежде всего на квартиру в новострое или постройку собственного дома.

Все особенности проведения конкурса, лимиты таких грантов и остальные возможные нюансы регулируются местным законодательством. Эту и другую информацию, включая время проведения таких конкурсов, можно найти на официальных сайтах специализированных в области сельского хозяйства различного масштаба общегосударственных и региональных учреждений.

Одним из государственных нововведений, способствующих созданию и развитию новых фермерских хозяйств и общему развитию отрасли, является частичное субсидирование стартового взноса по лизингу. Благодаря таким мерам лизинг для начинающих сельскохозяйственных предприятий становится более доступным и выгодным. В том числе таким образом можно приобретать животных, техническое оснащение для ведения хозяйства и сельскохозяйственную технику.

Согласно этой кампании, первоначальный взнос по оплате приобретаемого в лизинг товара может быть компенсирован из средств Федерального бюджета. Правда, размер такой компенсации должен составлять не больше пятой части общей стоимости приобретаемого товара. Получить возможность субсидирование лизингового взноса может не каждый желающий: для этого все кандидаты подают заявки в региональные комиссии, которые рассматриваются специалистами, сообщающими свой ответ спустя определенный законом срок.

Выделение средств на развитие животноводства – одна из наиболее важных сфер государственной поддержки фермерских хозяйств. Соответствующие нормативные документы допускают возможность покрытия затрат фермеров на необходимые затраты на 60%. Такая помощь предусматривает частичное финансирование отдельных категорий расходов, в том числе строительство, восстановление или капитальный ремонт ферм либо заводов. Каждый участник такой программы обязан предоставить специализированным органам подробную отчетность относительно характера понесенных затрат из полученных им средств.

Если КФХ относится к уже действующим, ее владелец может получить такую же помощь с целью поддержки и расширения бизнеса.

Поддержка подобного рода может иметь следующие разновидности:

  • предоставление поручительства, обеспечение гарантии для фермеров, которые обращаются за получением целевого кредита на развитие собственного бизнеса;
  • компенсация затрат, понесенных при приобретении специализированной техники либо оборудования – такие расходы могут быть оплачены частично в пределах установленных предварительно лимитов;
  • возмещение средств, затраченных на покупку земли или скота для расширения или модернизации бизнеса.

В любом случае для возможности получения любого из перечисленных видов помощи фермерское хозяйство должно соответствовать существующим критериям и обязательно подать свою заявку в один из профильных органов территориального порядка.

Вопросы и ответы

Помогите разобраться в ситуации. В 2013г мы получили грант начинающим фермерам на развитие КФХ. Грант (субсидия) налогами не облагается. Наше хозяйство работает на УСН (доходы).Отчитываясь в налоговую за 2013 (совместно с налоговым инспектором) было решено грант в отчетах не показывать. На днях пришло из налоговой инф.письмо, что субсидия (грант) в декларации не отражена, что ведет к ...нарушениям. Ссылка на письмо Минфина от 21.07.2014 №03-04-07/35645. В результате всего этого, т.к. мы находимся на системе УСН (доходы) мы должны показать доход 1500000 (грант), а расход нет. Получается что с гранта придется платить налоги? Как быть?

Эксперт:

Вы не могли бы приложить письмо налоговой?

Эксперт:

В соответствии с пунктом 14.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, от налогообложения налогом на доходы физических лиц освобождаются суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде грантов на создание и развитие крестьянско-фермерского хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, грантов на развитие семейной животноводческой фермы.Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 02.10.2012 N 161-ФЗ установлено, что положения пункта 14.1 статьи 217 Кодекса применяются в отношении грантов, полученных после 1 января 2012 года.Однако Кодексом не предусмотрена аналогичная норма в отношении фермеров, применяющих УСН.Налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса, и не учитывают доходы, указанные в статье 251 Кодекса (статья 346.15 Кодекса).Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса к доходам, не учитываемым при налогообложении, относятся доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.Грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям: гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.Таким образом, средства, полученные крестьянским (фермерским) хозяйством, применяющим УСН, на создание и развитие собственного бизнеса, не являются грантами в целях статьи 251 Кодекса. Указанные средства следует учитывать в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса, в качестве внереализационных доходов.Между тем абзацем 6 пункта 1 статьи 346.17 Кодекса предусмотрен особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ) налогоплательщиками, применяющими УСН.На основании статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (к которым относятся также крестьянские (фермерские) хозяйства), осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, может производиться в формах и видах, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее — Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ) в качестве одного из направлений государственной аграрной политики определена государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, включающая в себя предоставление бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (подпунктом 3 пункта 4 статьи 5, пунктом 1 статьи 6, пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ).Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров» (далее — Правила) установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства выделяются при наличии региональных программ по поддержке начинающих фермеров и соответствующего нормативного правового регулирования в субъекте Российской Федерации (пункты 1, 3, 6 Правил). Контроль за исполнением этого акта возложен на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее — Минсельхоз России) (пункт 21 Правил).Приказом Минсельхоза России от 06.03.2012 N 172 в целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы утверждена целевая программа ведомства «Поддержка начинающих фермеров на период 2012 — 2014 годов», которая предусматривает как гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, так и единовременную помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров, предоставляемые на условиях софинансирования соответствующих региональных программ.Согласно указанной программе поддержка начинающих фермеров оказывается в соответствии с региональными программами, разработанными и утвержденными субъектами Российской Федерации.Исходя из этого средства, полученные в вышеизложенном порядке крестьянским (фермерским) хозяйством, применяющим УСН, на его развитие, должны отражаться в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 346.17 Кодекса.Так, указанные субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.Вышеуказанный порядок признания доходов применяется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а также налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, при условии ведения ими учета сумм таких выплат (средств).Налогоплательщики в графе 4 разд. I книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, утвержденной приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н (далее — Книга), отражают суммы полученных выплат (субсидий) в размере фактически произведенных за счет этого источника расходов, а в графе 5 разд. I — соответствующие суммы осуществленных (признанных) расходов (пункты 2.4, 2.5 порядка заполнения Книги).При этом налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, суммы указанных выплат, отражаемые в графе 4 разд. I Книги по УСН в сумме, соответствующей произведенным за счет этого источника расходам целевого характера, в течение двух налоговых периодов с даты их получения, при определении налоговой базы не учитывают.

Эксперт:

Просто добавлю к правильным ответам одно. Даже из смысла и начал налогового законодательства предусмотрено равенство налогообложения и существенным аргументом в пользу не уплаты налога также служит то обстоятельство, что КФК при НДФЛ не уплачивает налог, а вот на УСНО уплачивает. А ведь от этого целевое назначение этих средств не меняется и они продолжают быть субсидией. Можно словоблудить Минфину и дальше — грант, субсидия, помощь природа одна и это не может быть доходом ибо это целевые деньги и их трата на цели не образует объекта.

Источники

Использованные источники информации.

  • http://posobie-help.ru/subsidii/business/dlia-selskogo-xozyajstva.html
  • http://zpponline.ru/lgoty-i-posobiya/dlya-selskogo-hozyajstva
  • http://lgoty-vsem.ru/subsidii/grant-na-razvitie-selskogo-hozyajstvu-nachinayushhemu-fermeru.html
  • https://posobie.net/subsidii/kak-stat-fermerom-s-nulya-granty-lgoty-gosudarstva.html
  • http://business-ideal.ru/kak-poluchit-subsidiyu-na-razvitie-selskogo-xozyajstva-podderzhka-selskogo-proizvoditelya
  • https://kompensacii.ru/subsidii-dlya-selskogo-xozyajstva/
  • https://biznes-prost.ru/gosudarstvennaya-podderzhka-kfx-v-year.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий